Возможно, некоторые из вас слышали термин «кофе третьей волны». Может быть, вы видели его в какой-нибудь модной кофейне? Так что же означает каждая из «волн» и как они развивались?
Впервые кофе стали обрабатывать и окультуривать в Йемене. Ещё 1800 году, кофе стали использовать в исламской культуре на фоне религии. Постепенно, увеличивая объемы выращивания и обработки, стала развиваться массовая культура пить кофе. Этот напиток стал объединять людей для общения. Люди собирались и вели беседы за чашкой кофе. Такие традиции быстро стали популярными и доступными массам, так пошло распространение кофейной культуры. До Европы докатилась первая кофейная волна к 1647 году. Зарождение кофейных заведений в Европе произошло, когда кофе начал пользоваться огромной популярностью среди людей. Это было началом первой волны.
Термин «волна» был впервые введен Триш Ротгеб в 2002 году, для определения различных движений кофе.
Первая кофейная волна
Популярность кофе стала из-за своей уникальной концепции, представляющей собой не просто место общения, это были площадки для обсуждения политических вопросов, для продажи кофе, стали местом встреч для людей разных профессий, но культуры потребления кофе ещё не было. Эти места назывались кофейные дома.
Эта волна запустила в дома людей баночки с зерном и растворимый кофе. Единственное, что имело значение в этом кофе— это его кофеиновый потенциал, не было заботы о том, откуда он взялся или какой марки. Он был в основном горьким и прожаренным до темного цвета, лишь для того, чтобы иметь однородность. О вкусе кофе практически никто не думал. Первыми кофейными компаниями стали Folgers, Maxwell House и Mr.Coffee, с ними стали появляться кофейные заведения.
Кофейни стали целым способом жизни, новым стилем коммуникации и образа мышления.
Именно в первую волну, в 1903 году, американцем японского происхождения Сатори Като, был изобретен растворимый кофе.
Популярность этого напитка не заставила себя ждать, так как для приготовления этого напитка не требуется специального оборудования. Уже в период Первой Мировой войны, растворимый кофе стали включать в рацион солдат, это было очень удобно.
С 1938года компания Nestle представляет свой бренд кофе Nescafe и до сих пор является лидером рынка растворимого кофе.
В Россию кофейные традиции пришли и начали развиваться в ХVIII веке. При Петре Первом была открыта первая кофейня в г. Санкт-Петербурге в 1780 году. С. Вольф и Т. Беранже стали первыми владельцами кафе-кондитерской. В таких заведениях, помимо кофе, стали подавать пирожные, фрукты, лимонад.
Вторая кофейная волна.
Волны между собой взаимосвязаны, и одна волна порождала следующую, и это закономерно, так как уже зарождалась некая конкуренция, стали появляться на свет крупные промышленные кофейные компании и торговые марки. Движение второй волны началось в конце 1960-70-х годах.
Людей стало больше заботить имя, или товарный знак, который был на их чашке, или на внешней стороне кофейного пакетика. По мере увеличения количества комфортабельных и уютных кофеен, росли и цены на кофе. Качество кофе росло, а атмосфера, которую создавали Starbucks и другие компании, оправдывали затраты. Интересно, что в США продажи алкоголя снижались, так как все больше людей проводили время в кафе, а не в барах. В центре внимания был не обязательно сам кофе, а больше атмосфера кофейни.
Во вторую волну появилась традиция опубликовывать происхождение кофе, но это не обязательно означало, что качество кардинально изменилось. Вторая волна принесла большое количество изобретенных напитков на основе эспрессо, таких как фраппучино, фраппе и др. чтобы привлечь внимание более широкой аудитории. Например разница между этими напитками в том, что в процессе приготовления Фраппе, допускается творческий подход бариста и используются разнообразные компоненты, в то время как Фраппучино готовится строго по запатентованной рецептуре. Объем американского “собрата“ должен строго составлять 460 мл.
Третья кофейная волна.
Эта волна знаменита тем, что её можно сравнить с промышленной революцией, которая изменила всё и навсегда. Мир кофе претерпел невероятные изменения.
Третья кофейная волна, является нашей текущей волной. «Третья волна во многом является реакцией. Это такой же ответ плохому кофе, как и движение к хорошему кофе». -Триш Р. Ски. Это текущая волна, в которой мы находимся сейчас, когда родился ценитель кофе. Он пришел из очень нишевого рынка в 1980-х годах, когда начали экспериментировать с различными профилями обжарки. В 1982 году родилась Ассоциация Спешиалти Кофе, которая предоставила платформу для тех, кто больше внимания уделяет самим зернам и местам их производства. Он фокусируется на справедливой торговле, а не на прямой эксплуатации фермеров, выращивающих кофе. Эта волна подняла кофе до уровня заботы о фермере.
Люди больше внимания уделяют происхождению кофе, вкусовым предпочтениям и способам его заваривания, чем когда-либо прежде. Сейчас очень важно качество кофе. Требования к напитку и кофейному сервису многократно увеличились и похоже мы приближаемся к четвертой волне.
Четвертая волна фокусируется на каждом участнике цепочки поставок. Где качество зерен так же важно, как качество рабочей и жилой среды производителей кофе- фермеров. Где они не будут подвергаться эксплуатации, а достойно жить. Четвертая волна стремится превзойти частную торговлю и перейти к прямой торговле. Где фермеры, выращивающие кофе, не просто выживают за счет того, что им платят за их продукт, а на самом деле процветают. С развитием новых технологий, появляются новые форматы хозяйствования при производстве кофе, привнося в свою концепцию новые идеи и инновации.
Сегодня редко встретишь равнодушного человека к кофе. Волшебный пробуждающий напиток будоражит весь мир.
А Ваши вкусы к кофе изменились?
Как вы выбираете кофе? Какой у Вас опыт с кофейнями? Напишите Ваше мнение в комментариях, будем Вам благодарны.
Читайте также:
Как кофе (кофеин) влияет на здоровье человека?
KOFEPUS.RU | Статьи о кофе и не только от профессиональных авторов